Из варяг в греки и не только. Как ходили по рекам наши предки


Опубликованно 21.07.2023 20:00

Из варяг в греки и не только. Как ходили по рекам наши предкиМOСКВA, 20 июл — РИA Нoвoсти. В Рoссии всe бoльшую пoпулярнoсть приoбрeтaeт движeниe истoричeскoй рeкoнструкции. Интeрeс вызывaют нe тoлькo oружиe, кoстюмы и oбычaи нaшиx прeдкoв, нo и трaнспoртныe срeдствa дрeвнoсти. Сoздaются музeи и aрxeoлoгичeскиe пaрки нaйдeнныx либо вoссoздaнныx истoричeскиx судoв. Кудa и зaчeм xoдили пo рeкaм и мoрям нaши прeдки и скoлькo длились путeшeствия, рaсскaзaл рукoвoдитeль бeлгoрoдскoгo клубa истoричeскoй рeкoнструкции "Дружинa" Рoмaн Бeлoусoв.— Кaкoe знaчeниe имeли вoдныe пути в Дрeвнeй Руси в XIII–XIV вeкax?— В тe врeмeнa суxoпутныx дoрoг фaктичeски нe былo, a oснoвными спoсoбaми пeрeдвижeния являлись путeшeствия пo вoдe. Рeчнaя сeть былa oчeнь oбширнa. Oнa сoeдинялa прaктичeски всe пoсeлeния XIII-XIV вeкoв. Oсoбeннo aктивнo испoльзoвaлись вoдныe мaршруты: Киeвo-Нoвгoрoдский вoдный первозимье; из Нoвгoрoдa пo Вoлгe и Oкe; мeжду Пскoвoм и Нoвгoрoдoм; пути, соединяющие Славутич и Дон с Волгой, и оставшиеся.Крупным центром развития судоходства был Город на Волхове. Оттуда наши дети совершали походы повдоль побережья северных морей в устья рек Северной Двины, Мезени, Печоры, спускались ниц по течению в поисках пушного зверя – основного сокровища северного края.Нужно наметить, что тогда путешествия были сопряжены с большим в количестве трудностей, влияло буква в букву все: время возраст, течение рек, ясная), наличие порогов. Путешествия были длительными и непростыми.— Какие расстояния преодолевали и какова была натиск судов?— Наиболее идет расписаны маршруты и техники перемещения после карте Идриси (мусульманский географ, картограф. – Прим. ред.) 1154 лета, из записок которого только и остается вывести следующие факты: один день пути начинай подъем по Волге равен 25 км, книзу – 75 км, а Водан день сухопутного пути оценивался в 35-40 км. Одначе Волга является потоком широкой и не обособленно быстрой. К примеру, ход вверх по Неве оценили средней скоростью в 2,1 км/ч.Просто такой результат показала исследовательская путь-дороженька группы шведских энтузиастов получи судне "Айфур" в 1994-1996 годах. Получай реконструкции корабля викингов они прошли вторую (основную) доля исторического водного пути в области рекам России – "изо варяг в греки".Развратница протяженность этого пути в водах северо-западной России составляла рука об руку 550 км. Большая опилки маршрута (около 310 км) была пройдена нате веслах в условиях человек пятнадцать полного отсутствия ветра; близ 200 км – подина парусом; около 40 км, в местах с быстрым течением и порогами, были преодолены хорошенько переволакивания судна с через каната вдоль берега. Для все это было затрачено поблизости 155 часов чистого времени. Таким образом, средняя темп составляла около 3,5 км/ч. Быстрее только (лишь) судно шло в Финском заливе – 6,4 км/ч, а протяжнее – при прохождении Невы.— Зачем собой представляло палубник "Айфур"?— Это собирательная возрождение, основанная на материалах побольше раннего шведского проекта "Крампмакен" (1979-1980 гг.), судовых находок изо могильника Вальсгерде, изображениях судов получи рунических камнях."Айфур" был построен получай острове Готланд в Балтийском сулу в 1991-1992 годах группой энтузиастов. Апофема его 9 м, а ширина – 2,2 м.С целью изготовления судна использовались неодинаковые материалы: сосновые доски обшивки были соединены медными заклепками. Шпангоуты (параллельный элемент жесткости обшивки корпуса корабля. – Прим. ред.) были изготовлены изо ели, а руль и судовые блоки – изо дуба.В движение кладнушка приводилось с помощью прямоугольного паруса площадью 20 кв. м и восемью веслами, расположенными согласно четыре с каждого борта.— Какие вновь суда были в ту эпоху?Новгородская ушкуй была длиной 30 м, шириной 5 м и водоизмещением 200 т, имела три мачты с комбинированными парусами. Завозня обладало превосходной скоростью: присутствие хорошем ветре оно разгонялось впредь до 11 узлов (20,4 км/ч). Весла использовали в основном один для подхода к берегу, постановки держи якорь, а также для того преодоления узких мест фарватера.— Древнейшим судном у восточных славян во всех отношениях являлся корабль. Сим словом в летописях тысячекратно обозначалось понятие во всех отношениях любого судна. С течением времени детерминант "корабль" вытесняется одним словом "ладья". Он применялся в духе к морским, так и речным судам.Присутствие сооружении судна мастера устраивали обшивку вгладь. К шпангоутам ее крепили гвоздями. Пазы конопатили черный паклей. Ладья имела непрерывную палубу. В ней делали отверстие с люковыми закрытиями, которые использовались во (избежание приема на судно грузов. Трюм судна делили поперечными переборками в отсеки (чердаки). В назализованный части внутреннего пространства корпуса располагали впихивание для экипажа, в ютовый – размещали каюту вожа (кормщика). Багажный трюм устраивали в кругу жилыми помещениями. Ушкуй вмещала 50-60 действующих лиц.Еще один мод судна – насад, alias набойная лодка. Насад в Новгородской земле представлял с лица судно с искусственно поднятыми и расширенными дощатой нашивкой бортами, с пискляво поднятым носом и кормой. Насады, не хуже кого морские, так и речные, ходили особо на веслах.Сугубо мореходным был дощаник – плавучий гроб, целиком сделанное с досок. Размеры дощаника могли (пре)бывать произвольными и зависели вдрызг от желания судостроителя. Такие свида получили в дальнейшем наименование ладьи морской.В "Русской Правде", важнейшем памятнике власть Киевской Руси XI-XIII веков, упоминаются тоже струг и челн. Стружок – по "Русской Правде" шнява среднее между набойной ладьей и челном, маленькой речной лодкой.Конец древнерусские суда впредь до середины XII века были беспалубными и использовались для того речного, озерного и прибрежного морского плавания.Литература по истории Древней Руси сохранили строка названий судов иностранного происхождения. К их числу не запрещается отнести суда с такими названиями, подобно ((тому) как) скедия, кубара, галера, шнека.В начале XIV века встречаются пойвы, ушкуи, триреи (триеры) и дроманы (дромоны). Часть из этих названий долго закрепились на Руси, часть (скедия, кубара, шнека, триреа, дроман) абие исчезли и применялись чаще просто-напросто по отношению к вражеским судам.– А какие цели были коли так у таких непростых путешествий?– Военные походы и, естественно, торговля. В обмен для русские кожи, институт, воск и другие вещи ввозили парчовые и шелковые мануфактура, золото, предметы роскоши, масла, инструмент, фрукты из Греции, а изо балтийских стран – фряжские сукна и полотнище, янтарь, медь, ферро, олово и др.Многие исследователи полагают, словно водный торговый траектория был зачастую в одну сторону – майна. Ant. вверх по течению, а в обратную сторону двигались поуже караваном по сухопутной дороге.Нескованно, что в местах переволачивания судов с одной реки в другую как и должны были взором)) дороги, приспособленные (то) есть для волока, бесцельно и для перевозки груза. Однако, на таких местах как правило возникали целые поселения, основным доходом которых сиречь раз становилось прислуживание этих волоков.Сообразно сути, князь, контролировавший переволок, контролировал и торговый направление (деятельности). Поэтому Новгород разгнева сражался за Переволока Ламский (хотя спирт находится далеко), а Смоленск стал одним с сильнейших княжеств, дорого отставал в разы после численности населения.— Благодаря чего современные историки и энтузиасты круглым счетом мало занимаются реконструкцией судов и водных походов этой эпохи в соответствии с сравнению с сухопутными?— С одной стороны, в массовом сознании буква часть истории безлюдный (=малолюдный) так популярна. С видоизмененный – это очень дорогостоящее хобби, и оно связано с многими сопутствующими сложностями.Скажем, я построил ладью. Ми нужно будет оформлять государственную регистрацию судна, регистрацию маршрутов хождения в области рекам и, самое сложное, исшаривать базу зимнего хранения и постоянного технического обслуживания.Следовательно без серьезной поддержки такие проекты на деле невозможно реализовать. Хоть реконструкция путешествий представляет заметный интерес для понимания истории.



Категория: Интернет